Биографии
ГОЛДОВСКАЯ Марина Евсеевна
ГОЛДОВСКАЯ Марина Евсеевна
Член Академии Российского телевидения с 1994 года Кинорежиссер-оператор документального кино, США

Родилась 15 июля.

Образование:
Кинооператорский факультет ВГИКа. 

Работа:
Марина Голдовская пришла работать на Московский телевизионный центр сразу после окончания кинооператорского факультета ВГИКа и посвятила всю свою жизнь телевизионному кино.

Как хроникер она объездила весь Советский Союз, снимала шахтеров на северном плато Росвумчорр, нефтяников Казахстана, жизнь советской Антарктической экспедиции. Московскую Олимпиаду 1980 года...

Как режиссер и оператор творческого объединения «Экран» ЦТ Голдовская создала многие фильмы, ставшие важными событиями культурной, а, случалось, и политической жизни страны. Она сняла замечательную галерею кинопортретов: хирурга Александра Вишневского, цирковой артистки Раисы Немчинской, режиссеров и актеров театра Юрия Завадского, Олега Ефремова, Михаила Ульянова, Аркадия Райкина, нефтяника Рахмета Утесинова, директора завода Виктора Литвиненко, писательницы Анастасии Цветаевой, трехлетнего мальчика Дениса Галкина. Фильм «Архангельский мужик» о первом российском фермере Николае Сивкове, снятый М.Голдовской в 1986 г., обозначил целое социальное явление, появившееся в российской жизни с началом перестройки.

1988 г. - Настоящим событием в культурной и политической жизни страны стал ее фильм «Власть соловецкая», не только рассказавший страшную правду об одном из первых советских лагерей особого назначения, но и глубоко проанализировавший истоки произошедшего в нашей стране после революции.Все эти фильмы помимо высокого профессионализма и чувства телеаудитории отличает умение глубоко вглядываться в человеческие характеры, открывать многосложность, необычность в людях известных и неизвестных, заставить зрителя полюбить своих героев.

Придя на телевидение в начале 60-х гг., Голдовская стала одним из тех мастеров, чьи работы помогли становлению и расцвету телевизионного документального кино, ставшего в ту пору лидером всей отечественной кинодокументалистики. Достижения его были связаны в первую очередь с жанром кинопортрета, выдающимся мастером которого показала себя на протяжении последовавших десятилетий Голдовская. Ее фильмы принесли на телевидение новый профессиональный киноязык, когда происходящее на экране перестало быть иллюстрацией к тексту, а стало живой художественной тканью, развивающейся по законам драматического действия, полного такой же конфликтной насыщенности, как в игровом кино, но созданного методами документальной фиксации живой неинсценированной реальности. 

В своих работах Голдовская, иногда опережая многих своих коллег, использовала новейшие достижения телевизионной техники, разрабатывала новые съемочные и монтажные технологии, сыгравшие на определенных этапах немаловажное значение в техническом развитии телевидения как искусства и информационного средства. Роль техники в телевизионной документалистике впоследствии была научно проанализирована и обобщена ею в книге «Техника и творчество» (М., «Искусство», 1986) и написанной на ее основе докторской диссертации. Другие ее книги «Человек крупным планом» (1980) и «Женщина с киноаппаратом» (2002), будучи глубоко авторскими, выражающими личную концепцию документалистского творчества, стали незаменимым пособием для подготовки многих профессионалов телевидения.

Педагогическая работа стала второй профессией Голдовской. 
С 1966 г. она преподавала на факультете журналистики МГУ, была профессором нескольких университетов Европы и Америки. 
Сейчас она руководит документальным отделением Киношколы Университета Калифорнии.
Многие ее бывшие студенты активно и плодотворно работают на телевидении в России и за рубежом.
Многие фильмы М.Голдовской были отмечены высокими национальными и международными призами. 

Награды:
«Испытание» - премия Ленинского Комсомола, 1978;
«Архангельский мужик» - Государственная премия СССР, 1989; 
«Власть соловецкая» - Спецприз жюри, МФДФ, Амстердам, 1989; 
«Осколки зеркала» - Приз «Золотые ворота» МКФ в Сан Франциско, 1992; 
«Дом с рыцарями» - Приз Европы, 1994; 
«Князь» -  «Серебряный Рембрандт»  МФШК, Амстердам, 2001; 
и многие другие.

Член Американской киноакадемии.
Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения.